Издревле, индийское общество делилось на четыре основных социальных класса:
Легко понять, что даже в современном, либеральном и толерантном мире безграничных возможностей, передвижение между условными аналогами данных классов требует немалых усилий, а в древности это и подавно было почти нереально. Чтобы народ перестал тужиться зря, духовенство придумало хитрые религиозные объяснения происходящему, обвинив во всём карму и богов, объявило себя высшей кастой, и заявило, что для того, чтобы стать такими же клёвыми как они (т.е. дармоедствовать с умным видом и вешать людям лапшу на уши), всем остальным нужно просто вести себя всю жизнь хорошо, не безобразничать и спокойно умереть. Если всё сделать правильно, следующая инкарнация обязательно получит +10 очков бонуса и социальный апгрейд. А в остальном, сказало духовенство, давайте все жить сами по себе и не особо пересекаться. Духовенство пусть общается с духовенством, знать со знатью, бомжи с бомжами — всё просто и честно.
Позже правила этой игры многократно усложнились — добавились условия вроде «каменщики с каменщиками, торговцы с торговцами» и новые правила апгрейдов типа «каменщик превращается в металлурга, торговец в бизнесмена, бомж в хиппи, а поп в протопопа». К текущему моменту все правила вообще мало кому понятны, а на государственном уровне их наличие пытаются формально отрицать.
В Джодхпуре мы останавливались в гостинице, которой заведует семья из касты брахманов. То, как дед семейства ходил по утрам в традиционном одеянии ниже пояса, с брахманским шнуром вокруг шеи и бормотал какую-то мантру, намекало, что в семье помнят и чтут древние традиции. Хозяйка гостиницы недавно получила государственную работу в школе учителем, чем очень гордился её брат. По его словам брахману сейчас гораздо сложнее получить такую позицию чем другим, так как государственные конкурсы ставят брахманам более высокие проходные требования.
Брак хозяйки с её мужем был, конечно же, договорным — браки по любви плохо вписываются в кастовую систему. Позже, на поезде из Агры в Варанаси, с нами ехала девушка (тоже из богатой семьи), которая с энтузиазмом объясняла, что «конечно же её брак будет по договорённости». Насколько я понял, в богатых семьях это практически единственный вариант.