Не разбирающемуся в индуизме человеку сложно ощущить присутствие чего-либо божественного в индуистском храме. Наоборот, постоянно кажется, что находишься на вокзале. Храм заполнен толпами людей, которые то таскают цветочки к одному истукану, то толпятся у другого, то выстраиваются где-то в очередь, то звенят в какие-то колокольчики, то сидят на полу группками, то разговаривают, то молчат, то мажут себе лоб краской, то бросают куда-то монетки, и так далее. Пол местами покрыт лужами от того, что многие ходят босыми мокрыми ногами (в ботинках же нельзя), а ты, как идиот, в своих храмовых носках ищешь куда-бы наступить, чтобы их не промочить, и где вообще смотреть на священное. Если долго стоять, к тебе подойдет кто-нибудь, и даст какой-нибудь цветочек, с которым не очень понятно что делать, кроме как стоять теперь как идиот с цветочком.
Это сложно передать, но вот несколько фотографий из одного произвольно взятого храма в Дели, например:
В храмах нигде не приветствуется фотография, поэтому больше у меня особо таких кадров нет (да и эти, как видно, сделаны дрожащей от стыда рукой), но в целом примерно так выглядит поклонение как минимум в половине посещенных нами храмов. Вторая половина оказалась более спокойной. Возможно потому, что мы заходили туда в какое-то нерабочее время, а может потому, что размер толпы и дезорганизованность происходящего зависит от типа храма. Мне показалось, что наиболее вокзальное ощущение вроде как оставляют храмы, посвященные Шиве.
В храм Джагдиш мы зашли в 7 утра, и он был почти пуст. Недостаток хождения по храмам с гидом в том, что если гид просит не фотографировать, приходится не фотографировать, поэтому фотографий изнутри нет, но в общем помещение его совсем небольшое — по центру сидит Вишну, рядом видимо его супруга Лакшми, а может и аватара Кришну, или кто-либо ещё, кому стоит принести дар сразу после общения с Вишну. Привлекателен храм в первую очередь множеством красивых резных деталей, покрывающих его снаружи.
«Нижняя часть храма (вот эти слоники всякие)», говорит нам гид, «символизирует детство. Дальше идет молодость (фигурки), старость (что-то над фигурками), а завершает композицию купол в виде лотоса, символизирующего духовное просветление. Ведь лотос — это цветок, который прорастает через грязное болото к свету, где и зацветает. Вот и мы люди, должны стремиться прорасти и зацвести!»